«Не бывает неперспективных детей». Учитель о мотивации и работе с особыми ребятами

5 октября традиционно отмечается День учителя. Для детей с особыми образовательными потребностями школа зачастую становится фундаментом для развития, а учитель – главным мотиватором и проводником в мир «обычных людей».  

Татьяна Ивановна Мильчакова уже 20 лет работает заместителем директора по внеучебной работе и учителем математики в МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100». Педагог подробно рассказала нашему изданию о профессиональном пути, особенностях работы с детьми-инвалидами и своих учениках.


Мечта с детства

Стать учителем мечтала с детства. Помню, играли с соседскими детьми в школу, и я всегда хотела быть в роли учителя. Очень любила писать мелом на доске задания, ставить отметки в журнал, сделанный своими руками, показывать указкой материки на карте.

Когда пошла в школу, меня встретила и окружила заботой самая добрая моя первая учитель – Мария Леонтьевна Кузьмина. У меня были замечательные учителя, но самый первый остаётся в памяти навсегда, потому что он – первый проводник в «Страну знаний».  

По моим детским воспоминаниям, учитель тогда был первым и самым уважаемым человеком на селе. Сейчас, к сожалению, это не так. В те далекие времена учитель был светочем знаний. Его труд был в почёте, а авторитет  среди родителей не подвергался сомнению. Именно к учителю они шли  за советами по воспитанию детей. Наверное, всё это и повлияло на выбор моей профессии.

«Не бывает неперспективных детей». Учитель о мотивации и работе с особыми ребятами

После окончания школы я поступила в Мариинское педагогическое училище на специальность «учитель начальных классов». Куратором моей группы была учитель математики Галина Никифоровна Черемных. Она влюбила меня в свой предмет!

Галина Никифоровна была для нас и учителем, и организатором, и советчиком. Удивительно, прошло уже больше 30 лет после окончания училища, а Галина Никифоровна помнит нас всех, следит за нами в соцсетях, звонит, советует. Мы подолгу беседуем и вспоминаем интересную студенческую жизнь. После окончания училища я поступила в Кемеровский государственный университет на специальность математика-преподавателя.

Первый урок

И вот детская мечта сбылась.  Помню свой первый урок. Я  вхожу в 5-й класс и начинаю урок, пристально всматриваюсь в глаза ребят. Какие они разные. Робкая и немного зажатая Катя, шустрый и шумный Саша, тихая и добрая Ульяна, любознательный и с прекрасным чувством юмора Костя, самостоятельный и целеустремлённый Антон, немного неуверенный в себе и застенчивый Игорь, скрытный и мечтательный Николай.  Все они доверчиво  смотрят на меня  с широко раскрытыми глазами! Понимаю, что от меня зависит будущее этих, ещё маленьких, человечков.

Сложности, конечно, есть. Нужно к каждому ребёнку подобрать ключик, а для этого необходимо перебрать много технологий, приёмов и методов, которые бы работали на результат. Бывает, в одном случае он работает, а в другом нет. Поэтому при помощи проб и ошибок идёшь к результату. Проработав много лет, понимаешь, что с годами приходит опыт, который помогает быстрее найти индивидуальный подход к ребёнку, чтобы помочь ему получать знания. 

Для меня профессия учителя сравнима с тяжёлым кропотливым трудом пахаря. Чтобы взрастить бесценный урожай, нужно вложить много сил.  Как хорошо, когда результатом труда все останутся довольны. Когда выпускаешь ребят в жизнь, кажется, что именно этот выпуск лучший и так повторяется каждый раз.

«Не бывает неперспективных детей». Учитель о мотивации и работе с особыми ребятами

Кем стали мои первые выпускники?

Робкая и немного зажатая Екатерина Макагонова закончила Кемеровский кооперативный институт и Российский государственный торговый университет. Домохозяйка.

Шустрый и шумный Александр Пашков в 8 классе перешёл в МБОУ «Общеобразовательная школа № 94», а затем переехал в другой город.

Тихая и добрая Ульяна в 2011 году закончила Новокузнецкий государственный гуманитарно–технический колледж–интернат. Специальность: реклама. Специалист по рекламе. Замужем, домохозяйка.

Любознательный с прекрасным чувством юмора Константин Кабиров в 2013 году закончил Кузбасский государственный технический университет, инженерно–экономический факультет. Работает клиентским менеджером в СОАОВСК «Страховая компания». В свободное время активно занимается спортом. Является чемпионом области в толкании ядра, неоднократным чемпионом области в метании дартса, кандидатом в мастера спорта по лёгкой атлетике, серебряным призёром международных соревнований по футболу «Кубок Абхазии», обладателем кубка Президента РФ по футболу, обладателем Губернаторской премии «За любовь к жизни». Женат, воспитывает сына.

Самостоятельный и целеустремлённый Антон Антонов обучался в нашей школе с 1 по 8 класс. Переехав жить в Германию, не пал духом, в обучении смог дойти до 3-го, самого высшего уровня школы, начав с самого низа, первоначально не владея немецким языком. В Германии организованы отдельные школы для детей с ОВЗ: начальная школа, главная школа, настоящая школа, гимназия-колледж. Постепенно изучив язык, успешно закончил гимназию-колледж, затем университет Media University в городе Штутгарте. Не имея льгот, привилегий и снисхождения Антон обучается наравне со всеми. Область изучения – наука и технология (программирование). В настоящее время владеет тремя языками: русским, английским и немецким. Работает в крупной компании в отделе продаж. Это показатель неимоверного труда, пример упорства, терпения, умения ставить цель и добиваться её.  

Немного не уверенный в себе и застенчивый Игорь закончил Яшкинскую среднюю школу. Работает слесарем в автомастерской. Женат. Воспитывает дочь.

Скрытый и мечтательный Николай Гутов в 2013 году закончил КемТИПП, экономический факультет. Учится в аспирантуре.

Я очень горжусь тем, что у моих выпускников складывается карьера, появляются крепкие семьи, находятся занятия по душе. В такие моменты я ещё раз убеждаюсь, что когда-то сделала правильный выбор: нести знания и помогать подрастающему человеку найти себя и свой путь в жизни. Это ведь больше, чем профессия, это настоящее призвание.

Лучшая школа на свете

Я работаю в школе и не простой, а самой лучшей. С лучшими педагогами, сотрудниками и детьми. А ещё у нас самые замечательные родители!

В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Всего – 165 учащихся. Очную форму обучения на дому получает 61 человек. Все обучающиеся – с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной этиологии: ДЦП, сколиотическая болезнь, миопатия, врождённые аномалии опорно-двигательного аппарата, последствия черепно-мозговой травмы. Возраст учеников – от 3 до 18 лет.

«Не бывает неперспективных детей». Учитель о мотивации и работе с особыми ребятами

Школа – это сообщество, где у всех одна цель, но разные обязанности по её достижению. Во главе сообщества нашей школы стоит директор – современный руководитель и её лидер, наш «генератор» идей, который умеет отличать главное от второстепенного и принимать правильное решение. Все эти слова об одном человеке, о нашем мудром наставнике и директоре – Германе Валентиновиче Колмогорове, который сплотил вокруг себя коллектив единомышленников, профессионалов, творческих, заинтересованных, неравнодушных людей. Хочется отметить, что около 70% коллектива работают со дня основания школы, которая в прошлом году отметила своё 20-летие.

Конечно, в школу приходили «случайные» люди, которые преследовали какие-то личные цели, но как раз им не удалось задержаться. Дети как психологи тонко чувствуют тех, кто отдаёт им душу. Если этого нет, они не доверяют таким людям и не подпускают к себе. Диалога в этом случае не добьёшься.

Добиваться Целей Правильно

С того момента, как в медицинской карте ребёнка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обречённости. Нередко в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от полноценной жизни. Как только ребёнок попадает в нашу школу, мы всем коллективом вместе с родителями и детьми стараемся опровергнуть эти мысли. Стараемся воспитать ребёнка полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе, несмотря на тяжёлый недуг.

За годы обучения им нужно усвоить два золотых правила эффективной работы:

  • У каждого ребёнка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки.
  • Хорошего результата можно достичь лишь в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения.

Залог успеха – это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа всего педагогического коллектива, подкреплённая медицинской реабилитацией. Сегодня трудно себе представить образовательный и воспитательный процессы без психолого-медико-педагогического сопровождения. В словаре русского языка сопровождение означает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». В соответствии с этим в нашей школе сопровождение ребёнка – это движение вместе с ним по ступеням вверх, рядом с ним. И каким оно станет, в каких условиях пройдёт, зависит результат социализации наших ребят.

«Не бывает неперспективных детей». Учитель о мотивации и работе с особыми ребятами

Каждый педагог нашей школы постоянно работает над своим самообразованием. На педсоветах, методических объединениях, вебинарах, конференциях, семинарах мы постоянно обмениваемся находками, по крупицам собираем свой опыт. Основная часть учителей получили дополнительно переподготовку. Кто-то стал учителем-дефектологом, кто-то учителем-логопедом, кто-то психологом. Работая с особыми детьми, учитель должен хорошо разбираться в детской психологии, чтобы решать все конфликтные ситуации в классе. Ему необходимо вести себя так, чтобы дети ему доверяли и, если возникнут трудности, могли обратится к нему со своей проблемой.

Такая важная помощь

Конечно, трудностей достаточно много, особенно в создании условий. Современные школы, которые открываются  в последние годы, оснащены по последнему слову техники. Мы очень старались создать в нашей школе комфортные, доступные и современные условия для обучения детей с особыми потребностями. Но одним нам справиться было бы невозможно. С 2006 года продолжается шефское сотрудничество с ОАО «СКЭК».

Для комфортного пребывания учащихся:

  • на школьном дворе выделены и оборудованы места для отдыха и двигательной активности;
  • на главном входе установлен пандус;
  • для подъёма на второй этаж маломобильных детей оборудована платформа с наклонным перемещением для инвалидов (в другом крыле школы используется подъёмник лестничный гусеничный);
  • убраны пороги в классных комнатах; поставлены кушетки;
  • расширены дверные проёмы;
  • установлены опорные поручни в коридорах;
  • дооборудованы санитарные узлы;
  • приобретено специализированное оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сидение для унитаза, ходунки, стулья-вертикализаторы, электрическая коляска-вертикализатор, кресло-коляска и столик для детей с ДЦП), а также оборудование для кабинетов психомоторной коррекции. Все кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием.

Потенциал в каждом

Ученики у нас разные. Некоторым требуется лишь небольшая коррекция, специализированное лечение. Тогда ребёнок сможет жить в обществе практически без ограничений: общаться со сверстниками, учиться, работать, создать семью. У нас есть много примеров, когда дети, получив коррекционную помощь, показывают положительную динамику, переходят в массовую школу и там успешно учатся.  А бывают такие, кому без особого ухода и внимания, как со стороны педагогов и медицинских работников, так и со стороны близких, не обойтись.

«Не бывает неперспективных детей». Учитель о мотивации и работе с особыми ребятами

Основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья – нарушение связей с внешним миром, ограниченная мобильность, недоступность ряда культурных ценностей. Это обусловливает их социальную дезадаптацию. По нашим наблюдениям, любой ребёнок-инвалид из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром, оставаясь наедине с собой, начинает чувствовать себя одиноким и даже неполноценным. Ребёнок не знает, как занять своё свободное время, реализовать свои возможности, о которых, впрочем, он и сам не подозревает.  Его движения ограничены, и, в то же время, для развития его активности в движении есть все возможности.

Решение этой проблемы мы видим в социально-творческой реабилитации детей. По опыту могу сказать: нет неперспективных детей с особыми образовательными потребностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья такие же, как здоровые. Они обладают огромным потенциалом для развития, просто для этого требуется немного больше времени, терпения и усилий.

«Не бывает неперспективных детей». Учитель о мотивации и работе с особыми ребятами

В школе мы постарались создать уникальную систему дополнительного образования. Далеко не каждая школа может предоставить детям столько разнообразных направлений для развития. 

Воспитатели групп реализуют курсы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мы все равны». Ребята могут самостоятельно выбрать понравившийся курс и попробовать свои силы. Опытные педагоги диагностируют детей и выявляют склонности, в то же время стараются заинтересовать своим направлением.

Они поддерживают интерес детей к творчеству, которое, возможно, станет основой их жизни. И именно  участие  педагогов послужит дальнейшему развитию многогранных способностей ребят. Для успешной социализации ежегодно планируется большое количество выездов, посещений театров, кинотеатров, экскурсий на предприятия. При таком подходе к активной социально-творческой реабилитации детей-инвалидов польза очевидна для всех.

У детей достигается положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями. Расширяются социальные контакты и возможности взаимопонимания между детьми и родителями, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка.

На этом мы не хотим останавливаться, поэтому творческий коллектив находится в постоянном поиске новых форм и направлений социально-творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы очень радуемся, когда наши ученики становятся лауреатами международных, всероссийских, региональных и городских конкурсов, участвуют в праздниках, акциях и проектах.

Талантливых выпускников у нас много. Вот, например, Константин Стафиевский. В 2014 году закончил Кемеровский государственный университет, факультет филологии и журналистики. Ещё учась в школе, он проявил литературные способности, которые вовремя заметила учитель русского языка и литературы нашей школы Татьяна Геннадьевна Голавская. Она редактировала стихи, готовила материалы для участия в городских конкурсах, в 2003 году привела  Костю на занятие в литературную студию «Свой голос». Руководитель студии Куралов с первой встречи заинтересовался творчеством школьника, и с тех пор Костя считает студию своим вторым домом. Своим собственным примером Костя доказывает, что человек может преодолеть трудности и сохранить интерес к жизни.

Гордимся мы и своим выпускником Никитой Асеевым, который с детства проявлял лидерские качества. После окончания школы он поступил в Кемеровский областной колледж культуры и искусств на специальность «Библиотековедение» и в 2013 году его закончил. В 2014-м поступил на заочное отделение в Кемеровский государственный институт культуры на специальность «Библиотечно–информационная деятельность» и в 2018 году его окончил. Работает библиотекарем в Кузбасском колледже культуры и искусств» имени народного артиста СССР И.Д.Кобзона. Никита ведёт активную общественную деятельность. Является разработчиком и инициатором проекта «Кузбасский портал для людей с ограниченными возможностями и членов их семей «Лабиринт 42», директор фонда поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья «Лабиринт 42».

Особый мир

Учитель в нашей школе должен постараться найти подход к каждому ребёнку, обязательно дать знания по своему предмету, подготовить детей ко взрослой жизни. У каждого ребёнка свои мысли, идеи, мир, который нельзя разрушить, и всем надо помочь раскрыться, в каждом увидеть лучик, выработать свой маршрут успешности. А эта работа не одного отдельного педагога, а всего коллектива в целом.

Мне очень повезло, что в нашей школе работают лучшие учителя, на которых хочется равняться. Учителя стараются сделать свой предмет интересным для ребёнка, помочь ему увидеть за фактами, формулами или теоремами настоящие живые явления природы. Когда ребёнок сам видит значимость изучаемого материала в практической жизни человека, у него повышается мотивация к изучаемому предмету. Каждый учитель нашей школы не укладывается в стандартное расписание рабочей недели.  Учителя постоянно находятся на связи с детьми. Кто-то с вопросами подойдёт на перемене, кто-то после уроков, кто-то позвонит по телефону и всегда получит ответ на свой вопрос.

Все наши учителя и сотрудники принимают детей такими, какие они есть. Детей с особыми потребностями нельзя ни в коем случае жалеть, как может кто-то подумать. Это особые дети, порой с совершенно не детскими проблемами. И наша задача совместно с родителями научить ребят самостоятельно решать проблемы, пусть иногда по алгоритму, но самому. В этом и состоит социализация и адаптация ребёнка с особыми потребностями.

Пользуясь, случаем в День учителя, хочется поздравить коллег с профессиональным праздником и пожелать смотреть на мир с оптимизмом и доброй надеждой, каждый день встречать с новой мечтой и уверенностью в завтрашнем дне. Успехов вам в бескорыстной и самоотверженной работе, которая так нужна сегодня нашим детям! Низкий вам поклон за чуткость, сопереживание и искреннее желание поддержать тех, кто в этом нуждается. Многократных  гениальных идей, радостных дней, приятных совпадений, забавных случаев и удачных кадров в жизни. Здоровья, сил и энергии для реализации намеченных планов!

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *