Путь наверх

Почему скалолазание набирает популярность в Сибири

В небольшом помещении скалодрома в Кемеровском центре туризма имени Юрия Двужильного 7 февраля собрались 120 спортсменов со всего Сибирского федерального округа в возрасте от 14 до 26 лет. Это первый чемпионат и первенство региона по боулдерингу в Кемерове.

В Барнауле состоялись соревнования в двух других дисциплинах: трудность и скорость, и теперь финалисты трех этапов смогут принять участие в первенстве России.

«Русская планета» выяснила, чем молодых людей привлекает скалолазание, и почему этот спорт рекомендуют инвалидам.

«Я не люблю, когда бьют»

Паша Бекерев, 14-летний воспитанник детского дома № 95 города Новокузнецка, впервые участвует в соревнованиях такого уровня. В скалолазание он пришел всего три месяца назад, когда в его детдоме начались занятия по этому виду спорта. За этот короткий срок он уже успел принять участие в городских соревнованиях, но призовых мест не занял. Самая большая проблема мальчика — его рост. Среди участников он не только самый молодой, но и самый низкий. Паша признался, что в Кемерове ему состязаться гораздо труднее, так как в приюте стены скалодрома сделаны для траверса — хождения по стене в бок. Здесь — вверх. До этого он никогда не поднимался таким образом.

– К нам в детский дом пришел тренер, предложил заниматься скалолазанием, и все ребята сразу согласились, — рассказывает мальчик. — У нас ходят ребята 10–11 лет, но сюда они не поехали, потому что слишком маленькие. Не знаю, как другим, а мне это очень нравится. Развивается логика, навыки ловкости. До этого мы в детском доме занимались рукопашным боем, но мне было неинтересно. Я не люблю, когда бьют или дерутся. А сейчас мы просто лазаем.

На вопрос, надеется ли Паша победить, он соглашается, но оговаривается, что вряд ли у него это выйдет. Все пять трасс, подготовленные для соревнований, для него слишком сложные, так как из-за своего роста он просто не может подняться выше первого хвата. В будущем он бросать этот спорт не планирует, мечтает стать чемпионом.

Отличительная черта боулдеринга от других видов скалолазания — на стене установлено всего пять-семь хватов, по которым спортсменам нужно добраться до финиша. К таким условиям были готовы далеко не все спортсмены.

Вместе с Пашей из Новокузнецка приехали и другие воспитанники его детского дома, а также их тренер-инструктор 3 категории, Александр Проскурин. Еще в начале 2015 года он вместе с директором детского дома написал проект по созданию скалодрома в приюте. До ноября продолжалось строительство, закупалась специальная обувь за счет спонсоров, набирались ученики. Сейчас под руководством тренера занимается около 40–50 человек. Кто-то приходит, кто-то уходит, но, по словам Александра Проскурина, дети по-настоящему увлечены.

С тех пор начались активные занятия и подготовка к будущим соревнованиям. До этого ребята смогли попробовать свои силы еще в нескольких районных состязаниях. Тренер считает, что для такого крупного соревнования его ученики выступают вполне достойно.

– Пробовать ведь надо. Участие в любых соревнованиях поднимает уровень, — рассказывает тренер Александр Проскурин. — Подростки видят, к какому уровню им необходимо стремиться. Я могу бесконечно долго, годами объяснять детям, что им потребуется и как это должно выглядеть. Им можно сто раз все повторить, но лучше один раз показать соревнования. Многие доходят до «топа» и «бонуса» (Финиш трудности и промежуточный финиш в боулдеринге. — Примеч. РП.), и по их стремлению видно, что никто не хочет уезжать с нулевым результатом.

С мнением о том, что для успехов в спорте нужны только тренировки, тренер не совсем согласен. По его наблюдениям, дети после первых соревнований лезли на стены гораздо лучше, чем до этого. И то же самое он увидел и на этих соревнованиях в Кемерове. По его словам, воспитанники из приютов более заинтересованы в занятиях, чем домашние дети. Он отмечает, что домашних приходится чуть ли не силком отрывать от социальных сетей и компьютерных игр.

Скалодром для всех

По словам Александра Хижнякова, главного судьи соревнований и президента Федерации скалолазного спорта в Кемеровской области, люди в скалолазание приходят в разном возрасте. Есть примеры, когда тренироваться начинали в 30 лет, и уже через пару лет сдавали нормативы на кандидатов в мастера спорта. Естественно, что молодые люди, свободные от семей и работы, добиваются успеха еще раньше.

В Кемерове есть несколько спортсменов в возрасте до 20 лет, которые 1,5–2 года тренировок стали чемпионам в области и регионе. Так, в 2015 году кемеровчанка Елизавета Пинаева показала лучший результат в лазании на трудность за всю историю скалолазания, и стала 11-й в первенстве Европы, которое проходило в шотландском Эдинбурге.

Более того, скалолазание доступно людям с разными физическими возможностями. Единственными преградами, по словам тренера, становятся только лень и слабая мотивация.

В последнее время все больше людей с ограниченными возможностями приходят на скалодромы. То, что скалолазание лучше других видов спорта развивает координационные способности — доказанный факт, — рассказывает Александр Хижняков. — Причем не важно, чем именно заниматься: боулдеринг, скорость или трудность. Уже несколько лет подряд соревнования проходят в мире, а у нас в прошлом году состоялся первый чемпионат России среди инвалидов. В Кузбассе такого не было, но если кто-то захочет, то отказывать таким людям никто не будет. При этом зал не требует никаких модификаций или изменений, и на тех же стенах могут заниматься как люди с ограниченными возможностями, так и обычные спортсмены. Естественно, что подход будет индивидуальный к каждому.

До недавнего времени в скалолазание брали детей с 10 лет, но на сегодняшний день возрастная планка понижена до семи. Многие родители, которые сами посвятили себя этому спорту, приводят детей и более младшего возраста. На скалодромах можно встретить малышей от пяти лет. Как отмечает Александр, это вполне нормальная практика и нечем не отличается от обычной гимнастики: чем раньше начнешь — тем выше полезешь. Причем из-за бюрократических сложностей официально дети занимаются спортивной подготовкой с элементами скалолазания, но никак не спортом в чистом виде, хотя никакой разницы в этих понятиях нет.

Максимально допустимого возраста попросту не существует. В 2013 году 60-летний испанец впервые пришел в скалолазание, а уже через три года достиг такого высокого уровня, что смог покорить трассу уровня 8а, которая недоступна для многих действующих спортсменов более юного возраста. До этого англичанин в возрасте 53 лет со второй попытки прошел трассу 9b, предпоследнюю по уровню сложности в мире.

В Кемерове тоже есть свои возрастные спортсмены. Первый мастер спорта по альпинизму в Кузбассе Владимир Сталковский, которому в марте исполняется 55 лет, до сих пор тренируется, лазает по скалам и на многих сложных участках показывает молодым спортсменам, как лучше их пройти. Иногда его зовут и на соревнования, но он отказывается.

Нет денег — нет побед

Основная проблема, из-за которой в столице Кузбасса до сих пор нет полноценного скалодрома: нехватка финансирования. При этом содержание зала не требует таких денежных вложений, как, например, бассейн или футбольное поле. Главное — построить. В городе есть только один работоспособный зал, который постоянно переполнен людьми. Здесь же занимаются воспитанники Центра туризма, спортивных школ города, приходят и простые кемеровчане, которые занимаются для себя. По словам Александра, бывает, что в зале работает одновременно три тренера, но он для этого просто не подготовлен.

Если еще несколько лет назад места хватало всем, то теперь интерес вырос настолько, что в городе остро стоит вопрос о строительстве большого и современного скалодрома. В Федерации на это денег нет. Удается лишь найти какое-то финансирование на проведение соревнований, для подержания интереса к спорту.

Президент федерации отмечает, что те, кто еще недавно мог помочь развитию, сейчас говорят, что не могут быть спонсорами, так как в стране кризис. Примерно такая же ситуация и в Новокузнецке, где на одну школу приходится по 200 детей, не считая взрослых и профессиональных спортсменов. И даже на эти соревнования можно было бы пригласить больше молодых участников, но больше 100 человек в зал не входит.

Александр Хижняков рассказал, что всего было подано 120 заявок из Хакассии, Красноярского и Алтайского края, Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской, Иркутской областей.

Будут ли соревнования подобного уровня проводиться в Кемерове в дальнейшем — неизвестно, но организаторы надеются на положительные отзывы со стороны участников и их тренеров. В этот раз кузбассовцы уступили гостям из Красноярского края, заняв на соревнованиях второе место. Третье место завоевали скалолазы из Томской области.

Источник: Русская планета

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *