Общение с людьми, у которых есть инвалидность, может вызывать у окружающих ступор и стеснение. Как ненароком не обидеть человека? Как тактично и ненавязчиво предложить помощь? Какие фразы могут обидеть, а какие, напротив, звучат приемлемо и к месту? Разбираемся в статье.
7 правил этикета, о которых должен знать каждый
Общайтесь с человеком на равных. Например, если человек страдает церебральным параличом, то он прекрасно понимает все, что ему говорят. Поэтому не нужно разговаривать с ним громко и чересчур отчётливо.
Начнём с того, что люди с особыми потребностями – такие же, как все, просто у них есть некоторые особенности здоровья. Поэтому и общаться с теми, у кого есть инвалидность, стоит как со всеми остальными – без жалости, растерянности, любопытства и излишнего акцентирования на особенностях здоровья.
- Знакомясь с человеком, допустимо аккуратно пожать ему руку. Даже тем, кто с трудом ею двигает или использует протез. Часто люди думают, что если человеку трудно двигать руками, лучше вообще отказаться от рукопожатий.
Но это может обидеть человека и уж точно подчеркнёт его «особый статус». А такое отделение от «обычных» людей воспринимается болезненно да и вообще не является правильным.
- Разговаривая с человеком, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику.
Важный момент, о котором задумываются далеко не все. Если вы общаетесь, например, с человеком, у кого есть нарушение слуха, разговаривайте с ним, а не с его сопровождающим. Так вы покажете своё уважение к человеку и отношение к нему, как в равному.
- Предлагая помощь, подождите, когда её примут, и только потом помогайте.
Спросите, чем и как вы можете помочь. Если что-то непонятно, не стесняйтесь переспросить. Если вы видите, что человек сам отлично справляется с чем-либо, предлагать помощь не стоит.
- Общайтесь с человеком на равных. Пожалуй, это самое важное правило.
Например, если у человека ДЦП, он, несмотря на возможные проблемы с речью, отлично понимает всё, что ему говорят. Поэтому не нужно разговаривать громко и нарочито отчётливо, подчёркивая каждое слово.
- Не смущайтесь и не краснейте, если сказали незрячему: «Увидимся» или «Посмотри на это», а неслышащему: «Вы слышали об этом?».
Часто люди уверены: если сказать инвалиду по зрению «Смотрите», он воспримет это, как издёвку. Но незрячие люди «видят», например, руками, поэтому такое обращение вполне допустимо.
Пропуская человека на инвалидном кресле вперёд, можно сказать: «Проходите». Это также вполне корректно и не обидно. Более обидно и неприемлемо может звучать обращение «Проезжайте».
Конечно, нельзя исключать отдельные случаи, когда человека с ОВЗ подобные фразы могут оскорбить. В любом случае, ориентируйтесь на индивидуальные пожелания человека.
- Не опирайтесь на инвалидную коляску человека.
Опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – неприемлемо. Это то же самое, что опираться или виснуть на человеке. Ведь инвалидная коляска – часть неприкасаемого пространства человека, который её использует.
- Когда вы говорите с человеком на инвалидной коляской или с костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Тогда вам будет легче разговаривать.
Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и ничего не мешало человеку воспринимать вашу речь.
Главное правило: не проявляйте излишнее сочувствие и сердобольность. Отношение к человеку с особыми потребностями должно быть равным. Жалость и постоянное напоминание, что он – не такой, как вы, оскорбительны.
А главное: относитесь к любым людям — как здоровым, так и с инвалидностью — так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. И научитесь видеть в человеке, прежде всего, личность, а не диагнозы и особенности здоровья.
Читайте также: «Ты либо забиваешься в угол, либо учишься летать». Психолог о принятии, «торопыжках» и особенном материнстве
Уважаемые читатели «Лабиринт 42»!
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники
Если вам есть, чем поделиться, присылайте свои вопросы, идеи и новости на электронную почту sila-dukha@labirint42.ru