Учебный процесс с терапевтическим эффектом

Доступное образование

Что делает человека счастливым? Наверное, у каждого найдётся свой ответ на этот вопрос. В одном мнения должны сойтись: для каждого из нас важен труд, дело всей жизни, профессия. Получить первичные навыки в выбранном деле помогают образовательные учреждения, о которых мы и хотим рассказать в нашем проекте. Речь, конечно, пойдёт о специальностях, которые можно освоить при имеющихся ограничениях по состоянию здоровья.

Наше знакомство с профессиональными образовательными учреждениями мы начнём с Кемеровского профессионально-технического техникума, который готовит рабочие руки для обслуживания автотранспорта, а также представителей других специальностей, связанных с обеспечением передвижения людей и грузов данным способом. Отрасль не простая, но у людей с ОВЗ есть возможность освоить некоторые профессии, в которых в дальнейшем они смогут найти себя. А главное — здесь ребятам просто нравится учиться, потому что педагоги знают, как привить любовь к самому учебному процессу.

Для новых знаний нет преград

Деятельность, которую осваивают в техникуме в основном мальчишки, предполагает активный физический труд. Не спроста большая часть учебного времени проходит в мастерских. Здесь молодые люди узнают о строении автомобиля, его отдельных жизненно важных частей, учатся распознавать поломку и устранять её. Работа сложная, поэтому кажется, что не всем посильная, но поступающие в ссуз ребята с некоторыми заболеваниями смогли всё же пройти здесь успешное обучение.

Учебный процесс с терапевтическим эффектом

— В нашей образовательной программе реализуется укрупнённая группа специальностей «Техника и технологии наземного транспорта», где есть специальность «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» и профессия «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта». В теории эти программы могут изучать ребята с нарушениями слуха, — рассказывает Светлана Витальевна Побединцева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. — В этой же группе специальностей есть направление «Организация перевозок и управления на транспорте». Здесь учатся будущие логисты на всех видах транспорта. Эта программа не предполагает физической работы, поэтому освоить данную специальность возможно ребятам с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата, колясочникам, а также студентам с сильным нарушением зрения. Но учёба здесь предполагает большой объём работы на компьютере, что может вызвать некоторые сложности у тех, кто имеет проблемы со зрением.

Также в КПТТ есть специальность «Правоохранительная деятельность», которую могут освоить даже те, кто вынужден по состоянию здоровья вести лежачий образ жизни. Руководители ссуза рассказывают, что в их практике была студентка, которая дистанционно училась на этом направлении, общаясь с преподавателями по Интернет-связи.

— Это было уже лет 10 назад. Девочка очень рвалась к знаниям, училась взахлёб, потому что для неё это была отдушина, возможность связи с внешним миром. Мама ей сильно помогала в учёбе и мы старались оказать поддержку во всём, потому что процесс получения новых знаний для нашей студентки был в прямом смысле жизненно необходим, — говорит Светлана Витальевна. — Так как это теоретический курс, то здесь нет сложности освоить профессию и получить диплом, даже не появляясь в аудитории учебного заведения. Единственная сложность — студенты должны иметь хорошую физическую подготовку. Но мы решили и этот вопрос: засчитали физкультуру в теории. Кстати, организовать учебный процесс дистанционно можно по любой теоретической специальности. Практика прошлого года показала, что на качество полученных знаний это совершенно не влияет.

Для тех, кому нужно только освоить профессию без программы старших классов, техникум предлагает платные курсы переподготовки и повышения квалификации, которые проходят всего за несколько месяцев, но также дают необходимые профессиональные навыки. Студенты меньше чем за год могут выйти на работу по освоенной специальности и довольно быстро окупить вложения в образование.

Альма-матер чемпионов

Сейчас в ссузе обучается шесть студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья. Ничто не мешает им наравне с другими ребятами осваивать профессии и делать успехи не только в учёбе, но и в неучебной деятельности. Нынешние ученики КПТТ, имеющие инвалидность, принимают активное участие в движении «Абилимпикс». Ссуз уже много лет является площадкой для проведения регионального этапа национального чемпионата, а также готовит своих победителей профессионального конкурса.

— Мы организуем площадку по компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей», где в наших мастерских ребята демонстрируют свои навыки и умения. Не так давно мы сделали капитальный ремонт и оснастили мастерские дорогостоящим оборудованием, поэтому теперь можем с гордостью принимать у себя участников международного движения, — рассказывает заместитель директора. —Также долгое время у нас размещались участники площадок «Абилимпикса» по компетенциям «Медицинский и социальный уход» и «Дизайн персонажей/анимация».

Учебный процесс с терапевтическим эффектом

Организовать площадки помогает волонтёрский отряд, который состоит из учеников КПТТ. Ребята выполняют огромный пласт работы: сопровождают группы, помогают в организации питания участников и в проведении самих состязаний, выполняют подготовительные работы в аудиториях и мастерских. Тренировка отряда ведётся постоянно, потому что большой упор здесь делается на знание психологических тонкостей при общении с участниками чемпионата, и молодые активисты отлично справляются со своей работой, показывая высокий уровень организации.

Много внимания в ссузе уделяется ребятам-участникам на этапе подготовки к чемпионату. Три нынешних студента: Эдуард Моор, Дмитрий Дирша и Степан Ягунов — активисты движения «Абилимпикс».

— Очень важно морально настроить конкурсантов к состязанию. И сложность состоит, прежде всего, в том, что не все ребята соглашаются публично выступать, заявлять о себе, поэтому мы ведём беседы и с учениками, и с их родителями. По итогу участие в подобных мероприятиях очень стимулирует ребят развиваться, двигаться вперёд, ставить себе новые цели и добиваться их не смотря ни на что, — отмечает Светлана Витальевна. — Все трое ребят, которые сейчас участвуют в чемпионате, не раз становились призёрами, за что получали медали. И это не первые наши звёздочки, которым удалось добиться успеха на региональном чемпионате. Среди наших выпускников несколько таких примеров, кто смог съездить и одержать победу и на национальном этапе. Были в нашей практике и медалисты национального чемпионата WorldSkills, поэтому мы смело можем говорить, что умеем готовить чемпионов. Эти победы дают ребятам жизненную энергию, которая толкает их в дальнейшем на новые достижения.

Большая заслуга в этом социального педагога и педагога-психолога, которые активно настраивают ребят на успех. Хорошим примером стал Эдуард Моор. Молодой человек в первый год обучения, имея за плечами всего месяц подготовки, одержал победу в компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей». Также и Дима Дирша через пару месяцев после поступления стал чемпионом в этой компетенции. Ребята очень трудолюбивы и талантливы, а главное, они не перестают верить в свои силы.

Учебный процесс с терапевтическим эффектом

Кстати, подбор будущих участников руководители ссуза ведут ещё во время профориентационной работы. Педагогический состав каждую весну посещает дома-интернаты, воспитанниками которых являются ребята с ОВЗ. При первом знакомстве профессиональные учителя видят, кто из ребят сможет добиться высот в движении, поэтому начинают вести с ними работу, помогая им поступить в ссуз. И их предположения не раз сбывались, выращенные чемпионы приносили победы на профессиональных конкурсах.

Доступная среда

Для ребят, имеющих инвалидность, очень важен комфорт при элементарном передвижении, поэтому на законодательном уровне закреплено, что каждое учебное учреждение обязано иметь необходимые условия для людей с ОВЗ. И руководители КПТТ позаботились об организации парковочного места для инвалидов, установке пандуса на входе, где также есть звонок для вызова помощи. На сигнал выходит специально обученный человек, который провожает инвалидов в здание ссуза. Для тех, кто приедет на коляске, расширены дверные проёмы, а на первом этаже есть доступ ко всем аудиториям и иным помещениям. Также организован специальный санузел для колясочников и людей с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата. А для учеников с сахарным диабетом, которым необходимо регулярно ставить уколы с инсулином, здесь есть медицинский кабинет, где можно спокойно провести жизненно важную процедуру.

— Многие наши преподаватели проходили специальное обучение по работе с людьми с ОВЗ, так как здесь есть свои особенности в общении, — рассказывает Светлана Витальевна. — Также у нас работает социальный педагог, который ведёт тесную работу со всеми студентами, имеющими инвалидность.

Конечно, для некоторых ребят нужны отдельные условия организации учебного процесса. Но руководители ссуза готовы подготовить учебное место для каждого желающего пройти обучение. Лишь бы было желание получить образование.

— Предугадать заранее, что потребуется ученику с особенностями здоровья, нам сложно, к тому же организация одного учебного места для инвалида довольно дорогостоящее мероприятие, — отмечает Светлана Витальевна. — Но нас это не пугает, потому что всё решается в индивидуальном порядке, лишь бы процесс обучения был в радость. Ведь, как показывает практика, даже уроки и экзамены могут скрасить будни и стать отличным стимулом, чтобы двигаться к своим целям, бороться с болезнью и продолжать жить.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *