Анастасия Герасимова — педагог из небольшого кузбасского городка Полысаево и многодетная мама. Девушка занимается хореографией с особыми и нормотипичными детьми, ставит инклюзивные музыкальные спектакли. Работает в детской школе искусств № 54 города Полысаево. У Насти есть высшее педагогическое образование, а главное — огромная любовь ко всем детям, как “обычным”, так и особым.
Анастасия создала проект “Без границ”, благодаря которому все дети, вне зависимости от особенностей здоровья, могут проявить свои таланты и выступить на сцене. В интервью “Лабиринт 42” Анастасия рассказала о важности инклюзии и том, как создавался необычный проект.
“Приобщаю своих детей к инклюзии”
У меня три нормотипичных ребёнка: Егору — 12 лет, Косте — 10 лет и Максиму — 3 года. Старшие мальчишки ходят в школу, в 6 и 4 класс, учатся хорошо, на “4” и “5”. Также учатся в детской школе искусств, Егор на художественном отделении, а Костя — на музыкальном (фортепиано).
Я приобщаю своих детей к инклюзии. Они много раз были на мероприятиях школы искусств, где я работаю, проводили время с особенными детьми. Они всех ребят знают по имени. Часто спрашивают, как у них дела, чему новому научились. Максим так вообще обожает “особят”.
Когда он приходит на занятия, все дети вокруг него вьются. У нас занимается мальчик Рома с синдромом Дауна. Мой Максимка обожает с ним играть. Рома всегда бережно и аккуратно проводит время с Максимом, хохочут вместе всегда. Мама Ромы иногда берёт Максима к себе в гости, ребята играют вместе. Рома — очень дружелюбный парень. Он по телефону может прислать голосовое сообщение и спросить, как дела у Егора, Кости и Максима.
Мои сыновья поначалу спрашивали, что не так с ребятами, с которыми я занимаюсь. Почему это произошло. Я объясняла и рассказывала. Позапрошлым летом в частной студии фитнеса Натальи Демчук «Be Fit» я проводила инклюзивные тренировки по детскому фитнесу. И там было 50 на 50 детей с особенностями развития и нормотипичных. Им было вполне комфортно и весело вместе заниматься. И там как раз мои мальчишки тоже тренировались. Там и познакомились они.
“Для меня важно уравновесить возможности всех детей”
Школьный проект «Без границ» появился на свет в сентябре прошлого года. Но с некоторыми ребятами я работаю с 2020 года.
Однажды просто решила создать инклюзивный танцевальный спектакль и начала собирать ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но когда встретилась с ними, поняла, что до спектакля ой как далеко. В основном, я работаю с детьми с ментальными расстройствами. И я тогда не представляла себе, как на самом деле будет выглядеть моя работа с ребятами. Многие дети не понимают речь, не разговаривают сами. У некоторых детей проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поведенческие трудности. Но меня это не испугало, а наоборот. И мы начали работать. Встречались по 2 раза в неделю на занятиях.
И вот, спустя почти 3 года, мы готовим инклюзивный танцевальный спектакль «Алиса в стране чудес». В этом спектакле участвуют все дети, которые обучаются на отделении хореографии в нашей школе и ребята с проекта “Без границ”. А это дети от 3 до 17 лет. И в каждой группе есть ребята с особыми потребностями. Есть и отдельная группа “Без границ”, где только дети с инвалидностью.
Мы ежегодно делаем театральные постановки на одну из сказок сборника детского писателя Татьяны Маркиновой «Сказки для и про особенных детей». Так, в прошлом году мы показали театральную инсценировку «Лесная дружба» по мотивам «Сказки про слепого медвежонка».
А в апреле этого года мы покажем «Сказку про зайчонка, который не умел прыгать».
Цель моего проекта — создание инклюзивного пространства в нашем городе.
Мы много работаем над созданием мероприятий для детей с ОВЗ. Часто объединяю уроки хореографии для детей нормотипичных и с ограниченными возможностями здоровья.
Для меня важно уравновесить возможности всех детей и отношение окружающих ко всем ребятам. Поначалу было страшно. Теперь это очень интересно. Ведь никогда не знаешь, что сегодня меня будет ждать на занятии. Такие дети зависимы от своего настроения и нужно суметь подстроиться, найти подход, а, учитывая, что это группа, то сложнее вдвойне. Но есть активные мамы, которые в роли тьюторов присутствуют на занятии и помогают мне на уроках.
Занятия проходят дважды в неделю в будние дни и по воскресеньям у нас репетиции. Кроме этого, мы стараемся проводить различные мероприятия, праздники, дополнительные уроки. Договариваемся с другими организациями, которые готовы нас принять и позаниматься с нашими детьми.
Есть у нас группа активных родителей, которые проводят коммуникативные встречи со своими детьми, где сами мамы выступают в роли педагогов. Они учат детей играть в подвижные и сюжетные игры, занимаются творчеством. Вместе с родителями мы — большая, дружная и сильная команда. И только благодаря им у нас всё получается.
Все ребята очень добрые, отзывчивые, у каждого свои особенности. Кто-то боится громких звуков, кто-то — большого количества людей, у кого-то есть желание постоянно бегать и никак не получается сосредоточить внимание на занятии, кто-то не умеет говорить. Но это не мешает нам выстраивать занятия таким образом, чтобы всем детям было интересно и комфортно на уроках.
У нас есть уже несколько заслуженных наград, полученных на танцевальных фестивалях и конкурсах. У нас в группе есть мальчик с синдромом Дауна, зовут его Роман Наказной и есть девочка Полина Шимолина с органическим поражением головного мозга, нарушением речи и зрения. Но это вовсе не мешает им выступать на сцене, запоминать танцевальные номера и стараться в силу своих возможностей показать их на сцене.
«Я настолько привыкла, что особые дети есть в моей жизни, что уже не представляю себя без них»
Очень здорово, что мы создали такой проект на базе нашей школы. Ведь детям с ограниченными возможностями здоровья необходима поддержка, им нужны регулярные занятия. Безумно рады и родители, что есть место где их детям всегда рады, где их любят и помогают им. Для того чтобы не было черты непонимания и страха между здоровыми людьми и с ОВЗ, мы создаём инклюзивное пространство. Важно показать и доказать, что всем есть место на сцене, в мире, на нашей земле.
В ближайших планах — проводить уроки дефиле для детей с ОВЗ на базе нашей школы в рамках проекта “Без границ”.
Когда я начала заниматься проектом “Без границ”, вокруг меня появилось много людей, которые пошли нам навстречу и помогали с занятиями. Поначалу все люди с удивлением на нас смотрят, некоторые с опаской, но потом привыкают и уже встречают нас с улыбкой на лице. А когда наши ребята ещё и обнимают их, так вообще тают.
Мы летом иногда ходим вместе гулять на детскую площадку. Мои сыновья и дети с особыми потребностями. Я настолько привыкла, что они есть в моей жизни, что уже не представляю себя без них. Они мне как семья, вместе мы справляемся с трудностями, преодолеваем препятствия и двигаемся вперёд.
Я рада, что могу помогать детям с особенностями развития и счастлива, что мои дети меня понимают и поддерживают. Ведь всё начинается с нас, взрослых. Какой пример мы им подадим, такими и вырастут наши дети.